Ликвидация ООО в Вологде

Оглавление:

В этой статье дана подробная пошаговая инструкция о ликвидации предприятия. Иногда, бизнес оказывается не так прибылен, как хотелось бы, и этому сопутствуют неприятности и убытки. В этой ситуации приходится ликвидировать бизнес. Длительность данной процедуры, в соответствии с изменениями в законодательстве в 2014 году, зависит от организационно-правовой формы, в которой он велся. Если у вас было создано общество с ограниченной ответственностью, то ликвидация будет длиться более трех месяцев. Для индивидуальных же предпринимателей сроки значительно меньше, всего 5 рабочий дней с момента подачи заявления без учета предварительных мероприятий по увольнению сотрудников и уведомлению фондов об этом. Ликвидация – это полное прекращение деятельности юридического лица без правопреемства.

Как проходит ликвидация ООО?

Процедура ликвидации может быть осуществлена как добровольно, так и в принудительном порядке. Ликвидация ООО в добровольном порядке проходит в несколько этапов, каждый этап занимает определенное время, от нескольких дней, до нескольких месяцев.

Ликвидация ОООПервым этапом является принятие решения о ликвидации. На данном этапе принимается решение о ликвидации общества, и уведомляются налоговые органы и различные фонды (ПФР, ФСС, Росстат и ФФОМС). Решение может быть принято по предложению совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа или участника общества. В решении так же указывается о создании ликвидационной комиссии и составе её участников. В случае, когда учредитель один, он назначается ликвидатором, либо третье лицо (например, директор). Как только будет создана ликвидационная комиссия, к ней переходят все полномочия по ведению дел ООО. О принятии решения необходимо уведомить налоговую инспекцию. Для этого следует заполнить заявление по форме Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица». Данное заявление вместе с решением предоставляется в налоговую инспекцию по месту регистрации ООО, в течение трех дней с момента принятия решения.

В течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации общества, в соответствии с пунктом третьим части третьей статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» необходимо уведомить о принятии решения о ликвидации общества Пенсионный фонд России, ФФОМС, ФСС.

С момента уведомления о ликвидации общества, не допускается государственная регистрация каких-либо изменений в учредительном документе ликвидируемого общества.

Вторым этапом является публикация в «Вестнике государственной регистрации». Ликвидируемое общество должно не менее двух раз, с периодичностью в один месяц каждая, публиковать сведения о своей ликвидации. Это делается для того, чтобы уведомить всех известных и потенциальных кредиторов о том, что общество собирается прекратить свою деятельность.

Третьим этапом необходимо уведомить всех имеющихся кредиторов о том, что общество готовится прекратить свою деятельность и о начале процедуры ликвидации. Уведомлять кредиторов лучше одновременно с направлением первой публикации в «Вестник государственной регистрации». Уведомления направляются всем уже имеющимся кредиторам в письменном виде. Лучше всего направлять заказным письмом с уведомлением о вручении либо курьером, который получит подпись лица, которому было вручено уведомление о готовящейся ликвидации общества. Все это делается для того, чтобы кредиторы, которые не предъявят свои требования в установленный срок, не смогли потом обжаловать и признать ликвидацию незаконной и попытаться после этого возместить потери.

Если кто-либо из кредиторов не был уведомлен о ликвидации общества, то в дальнейшем после того как ФНС зарегистрирует в установленном порядке ликвидацию общества это решение может быть отменено в судебном порядке, а кредиторская задолженность взыскана в полном объеме.

Четвертым этапом при ликвидации общества будет направление промежуточного ликвидационного баланса в налоговую службу. Документы по промежуточному ликвидационному балансу составляются и направляются только после окончания срока для предъявления требований кредиторами, то есть минимум через два месяца после второй публикации в «Вестнике государственной регистрации». Этот срок может быть увеличен только ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс должен быть составлен в письменной форме. В состав баланса в соответствии с частью второй статьи 63 Гражданского Кодекса Российской Федерации входят сведения:

  • о составе имущества ликвидируемого общества;
  • перечень требований кредиторов;
  • результат рассмотрения данных требований.

Рекомендуется для составления ликвидационного баланса брать за основу форму № 1 «Бухгалтерский баланс», которая утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности». В этом случае наименование документа необходимо изменить на «промежуточный ликвидационный баланс». Форма не содержит сведений о требованиях кредиторов. Соответственно все требования кредиторов и результаты их рассмотрения должны быть изложены в произвольной форме. Зачастую в таких случаях составляют акт или протокол. Он может быть как по каждому кредитору отдельно, так и один документ по всем кредиторам.

Промежуточный ликвидационный баланс и приложение к нему подписывается председателем ликвидационной комиссией или ликвидатором. После чего ликвидационный баланс утверждается органом или учредителями общества, которые принимали решение о ликвидации общества.

Помимо промежуточного ликвидационного баланса, необходимо направить следующие документы:

  • Нотариально заверенное заявление по форме р15003 «О составлении промежуточного ликвидационного баланса»;
  • Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.

В тех случаях, когда у общества в промежуточном ликвидационном балансе нет задолженности перед кредиторами, можно сразу переходить к шестому этапу. Если у предприятия нет активов, и имеется задолженность свыше 100 тыс. рублей, то ликвидационная комиссия должна подать на банкротство предприятия.

Пятым этапом при ликвидации общества является расчет с кредиторами. В соответствии с частью четвертой статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок выплаты денежных сумм кредиторам регулируется статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной статьей существует определенная очередность распределения денежных средств между кредиторами:

  1. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, за причинение вреда жизни и здоровью. Кроме того удовлетворяются требования по компенсациям морального вреда, а так же за нарушение требований охраны и безопасности труда;
  2. Во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате заработной платы, выходных пособий;
  3. В третью очередь осуществляются выплаты по обязательствам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. В четвертую очередь проводятся расчеты с остальными кредиторами.

Ликвидационная комиссия обязана организовать реализовать имущество ликвидируемого предприятия и за счет вырученных средств закрыть обязательства перед кредиторами. В случае если имущества ликвидируемого общества недостаточно, оно распределяется между кредиторами пропорционально обязательствам. За исключением случаев, когда возникают основания для проведения процедуры банкротства. В этом случае, ликвидационная комиссия или ликвидатор обязана направить заявление о банкротстве общества.

Шестым этапом является составление итогового ликвидационного баланса и направление его в налоговую службу. Ликвидационный баланс должен совпадать в части активов и, если имеется, кредиторской задолженности с промежуточным ликвидационным балансом. Если они различаются, то ФНС откажет внести запись о ликвидации общества. Кроме ликвидационного баланса необходимо представить следующие документы:

  1. Заявление по форме Р16001 «О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией»;
  2. Квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей;
  3. Решение о ликвидации предприятия;
  4. Справку из Пенсионного фонда России об отсутствии задолженности перед данным фондом.

Последний документ можно не представлять, так как в соответствии с пунктом Г части первой статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Федеральная налоговая служба сама запросит данный документ.

После того как все документы представлены, расчеты с кредиторами произведены, ФНС вносит сведения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о ликвидации юридического лица. Налоговая инспекция вносит запись о ликвидации в ЕГРЮЛ в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления.

Седьмой этап. На данном этапе необходимо распределить оставшееся после ликвидации имущество общества между участниками ООО. Имущество распределяется ликвидационной комиссией между всеми участниками общества. Имущество распределяется пропорционально долям в уставном капитале ООО. Так же на этом этапе необходимо уничтожить печать общества и закрыть расчетный счет в банке. При уничтожении печати обычно составляется акт.

ООО считается ликвидированным с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации данного общества.

Пример ликвидации бизнеса:

12 января - принятие решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии;

15 января - уведомление налоговой инспекции, ПФР, ФФОМС и ФСС ( в течение 3-х дней с момента принятия решения);

15 января - первая публикация в «Вестнике государственной регистрации»;

15 января - уведомить всех имеющихся кредиторов в письменном виде;

15 февраля - вторая публикация в «Вестнике государственной регистрации» (не чаще 1-го раза в месяц, минимум два раза);

15 апреля - направление промежуточного ликвидационного баланса в налоговую службу (минимум через два месяца после второй публикации в «Вестнике государственной регистрации»);

16 апреля - при отсутствии сведений о кредиторской задолженности и проведения расчетов с кредиторами направление ликвидационного баланса (итоговый, окончательный) в налоговую службу (запись о ликвидации в ЕГРЮЛ в течение пяти рабочих дней);

18 апреля - распределение оставшегося после ликвидации имущества общества между участниками, уничтожение печати общества и закрытие расчетного счета в банке.

Как видно из представленной статьи процедура ликвидации общества, это процесс длительный и трудоемкий. Он требует наличия познаний как в юридической, так и в бухгалтерской сферах. Если у Вас возникли вопросы – вы можете задать их на нашем сайте. Специалисты компании «Ордин и К» занимаются ликвидацией ООО и ИП.