Построение системы бюджетирования

Построение системы бюджетирования – длительный и трудоемкий процесс, состоящий из нескольких этапов:

  • Определение основных (ключевых) параметров. В большинстве случаев, к основным показателям предприятия относятся: средняя величина капитала, который задействован в производстве, годовая выручка от реализации, средние уровни наценки , чистой прибыли, издержек, сведения о том, как соотносятся собственный капитал и заемный, производительность труда сотрудников.
  • Составление бюджета. Построение главного бюджета осуществляется на основе: бюджета расходов и доходов, денежных средств, балансового листа, труда и зарплаты.
  • Финансовое структурирование. На данном этапе осуществляется распределение финансовой ответственности. Зачастую, финансовая ответственность делится на: ответственность за формирование доходов, ответственность за формирование расходов, за прибыльность предприятия, ответственность за денежные потоки и др.
  • Информационный этап. Анализируются все показатели юридического лица, происходит распределение статей в бюджеты, осуществляется построение схем консолидаций статей бюджета.
  • Распределение функций бюджетного планирования. На этом этапе собирается информация о том, как работают избранные на предыдущем этапе схемы консолидации статей бюджета, осуществляется деление расходов на постоянные и временные, формируются прогнозы и планы дальнейшего бюджетирования, формируются бюджетные показатели.
  • Распределение системы ответственности за невыполнение бюджетных регламентов.
  • Анализ возможного отклонения бюджета, т.е. анализ отклонения фактических значений бюджетных показателей от запланированных.

система бюджетаЮристы отмечают, что при построении системы бюджетирования очень важно проанализировать существующую систему, выделить ее недостатки, построить «нужную систему бюджетирования», правильно внедрить данную систему. При ознакомлении персонала юридического лица с новой системой бюджетирования необходимо произвести обучение работников путем проведения семинаров или консультаций.

Как показывает практика юристов, при самостоятельном построении системы бюджетирования руководители юридических лиц допускают ряд ошибок:

  • Отсутствие заинтересованность руководителей, учредителей, сотрудников юридического лица, предприятия, где будет формироваться новая система.
  • Построение новых систем бюджета, новых форм отчетов, которые, порой, бывают громоздкими и не удобными в использовании.
  • Включение в новую систему бюджетирования излишних показателей.
  • Неверное распределение финансовой ответственности по центрам финансовой ответственности юридического лица.
  • Ошибки при эксплуатации (несоблюдение утвержденных процедур, регламентов и положений, планирование только финансового отдела, когда необходимо планировать и экономический отдел и др.).

За получением квалифицированной юридической помощи в сфере построения системы бюджетирования Вы можете обратиться к юристам компании «Ордин и К» в Вологде и Великом Устюге. ООО «Ордин и К» является правопреемником ООО «ПрофТехКонсалт».