Схема аутсорсинга

В настоящее время для любого собственника бизнеса особо актуальным является вопрос рационализации бизнеса, его структурирования в целях разумной экономии налогов и других затрат. Помимо наличия всего прочего инструментала для решения этой задачи, хотелось бы затронуть такой способ как схема аутсорсинга.

Что такое «аутсорсинг»?

Слово «аутсорсинг» является иностранизмом. Буквально, английский глагол outsources – означает «привлекать третьих лиц». Собственно говоря, в этом и суть. Привлечение сторонней организации, выполняющей часть функций основного предприятия и есть рассматриваемое понятие. Здесь два варианта. Либо у предприятия уже заключены договоры на обслуживания какой-либо компанией, либо собственник бизнеса сам создает для своих целей аутсорсинговую организацию. Как правило, последнюю составляют такие работники как бухгалтера, юристы, менеджеры и т.д.

Как это происходит на практике?

К примеру, имеется бизнес по строительству (любому гипотетическому). Скорее всего, это одно главное предприятие, выполняющее строительные работы, несколько фирм, занимающихся закупкой материалов, возможно также и фирма, на которой имеется крупная строительная техника. Естественно, в какой-то из этих фирм, а может быть и сразу в нескольких,  оформлен штат бухгалтеров, юристов, IT-персонал. Суть рассматриваемой схемы в том, чтобы уволить данных работников с данных организаций и принять их на отельной, вновь созданной (приобретенной) чистой фирме, целью которой будет исключительно обслуживание «своих» предприятий (хотя, для красоты, можно и сторонних). Т.е. де-факто для работников остается все также, как и было: те же функции, те же задачи, тот же собственник, но, де-юре, у них новый работодатель и новая запись в трудовой книжке.

В чем цель и плюсы использования данной схемы?

  1. Главной целью аутсорсинга является именно рациональное распределение персонала внутри группы предприятий. Маловероятно, что собственник бизнеса трудоустроил по одному юристу в головной фирме, в фирме-подрядчике, в фирме, закупающей материалы. Также с главным бухгалтером и экономистом. Скорее всего, все они, работающие как в примере в одной из организаций, представляют интересы одновременно всех фирм. Для налоговой это повод лишний раз признать такие компании взаимозависимыми. При аутсорсинге работники «интеллектуального» труда являются сотрудниками одной фирмы и легально представляют интересы тех предприятий, с которыми у них заключены договоры на обслуживание. Это будут именно ваши предприятия. При любых неудобных вопросах о виде взаимоотношений с проверяемой организацией, есть законное обоснование.
  2. Кстати о Законе. Следует отметить, что это абсолютно законная схема работы. Несмотря на то, что такое название как «аутсорсинг» не содержится в Гражданском кодексе РФ, по своей природе это договор оказания услуг/выполнения работ. Он регулируется главой 39 ГК РФ (часть 2).
  3. Еще одним плюсом данной схемы является безопасность бухгалтера/главного бухгалтера. Уголовная ответственность за налоговые и иные экономические преступления - это тема для отдельного изучения, но не стоит забывать, что преступление, совершенное директором совместно с бухгалтером, будет признаваться совершенным «группой лиц» (пусть это бывает редко). Данное обстоятельство повышает размер ответственности на порядок.
  4. В качестве плюса хотелось бы отметить и возможность налоговой экономии. Затраты фирмы-заказчика на вознаграждение аутсорсинговой фирме полностью ставятся на расходы. Кроме того, схемы получения законных наличных денег через ИП вполне применимы и к аутсорсинговой фирме. Это в том случае, если работодателем будет являться индивидуальный предприниматель, последний имеет право снимать денежные средства на личные нужны (предусмотрено указанием Банка России от 7 октября 2013 года №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»). В данном случае логично регистрировать предпринимателя-работодателя на УСН 15% (доходы - расходы). Доходами будет договорное вознаграждение за обслуживание, а расходами – зарплаты (налоговое бремя) сотрудников. Т.е. фактически фирме нужно дать столько (вознаграждение за обслуживание), чтобы хватило на зарплаты плюс на наличные денежные средства.
  5. Завершить перечень плюсов аутсорсиноговой схемы (далеко не закрытый) хотелось бы еще одним немаловажным моментом. Нередко собственники бизнеса сталкивались с необходимостью периодически закрывать (ликвидировать, банкротить) одно из предприятий своего холдинга. Это нормально в обычной «жизни» любого бизнеса. Естественно, приходится увольнять персонал с закрываемой фирмы и принимать на новую организацию. Но во избежание постоянного «кочевания» более или менее постоянного персонала (все те же бухгалтеры, юристы, менеджеры и т.д.) логичнее использовать именно аутсорсинговую фирму, на которой данные сотрудники будут собраны и не потребуют бумажной волокиты при увольнении/приеме.

Что нужно соблюсти при создании аутсорсинговой фирмы?

Аутсорс

  1. И при ИП и при ООО собственнику следует ставить проверенного, а главное реального учредителя (предпринимателя). Директором логично поставить главного экономиста/главного бухгалтера, т.е. фактически последний будет выполнять ту же самую функцию, что и раньше  – управление бухгалтерией и финансовыми потоками, но в рамках одного законно выделенного предприятия.
  2. Укажите соответствующие ОКВЭДы. В данном случае это будет оказание услуг различного рода (выберите те, которые будет оказывать ваша фирма).
  3. Что касается юридического адреса, то его необходимо зарегистрировать отдельно от обслуживаемых предприятий. Зачастую на практике все фирмы, фактически являющиеся одним предприятием, располагаются в одном здании, если не в одном помещении. Конечно, Законом это не запрещено, но если мы говорим о полной безопасности фирмы и хотим избежать ненужных вопросов налоговиков, лучше «пересадить» аутсорсинговую фирму отдельно. Для этих целей аутсорсинговая фирма должна иметь в собственности или аренде подходящее для работы помещение.
  4. Далее, держите на балансе (и соответственно имейте в действительности) необходимую для реальной деятельности технику и офисное оборудование: компьютеры, принтеры, факсы, мебель и так далее. Закупайте на фирму канцелярские принадлежности (отдельно от обслуживаемой фирмы), проще говоря – ведите обычную жизнедеятельность организации, оказывающей услуги.
  5. Также необходимо вести весь полагающийся документооборот, подтверждающий реальность заключенных договоров оказания услуг. Во-первых, составьте непосредственно сам договор на обслуживание, в договоре пропишите, какие действия будет выполнять фирма-исполнитель, предусмотрите вознаграждение и регулярно его перечисляйте. Во-вторых, передачу первичных документов для исполнителя в целях ее обработки и обратное ее возвращение следует оформить актами приема-передачи. В-третьих, должны быть акты оказанных услуг, которые раз в месяц (или иной период) подписываются между заказчиком и исполнителем. В актах следует указать, какие именно услуги были оказаны между сторонами.
  6. Пару слов отдельно о договоре. Правильнее составлять самостоятельное соглашение на каждый вид оказываемых услуг, так будет максимально реалистично. Т.е. договор на оказание юридических услуг, на оказание бухгалтерских, маркетинговых (и так далее) в отношении всех обслуживаемых фирм. Кроме того, желательно прописать в договоре, что аутсорсинговая фирма не осуществляет  проверку добросовестности клиентов заказчикаи не отвечает перед заказчиком за их подбор.
  7. Также следует указать, что фирма-исполнитель работает и производит документацию (первичку, отчетность и т.д.) исключительно на основании предоставленных заказчиком документов. Благодаря наличию вышеуказанных моментов в договоре, аутсорсиноговая фирма полностью себя защищает, скажем, при налоговых проверках заказчика.
  8. Также, хотелось бы отметить и деловые цели данной схемы. Их следует четко уяснить для себя, в случае необходимости объяснить увольнение работников и их консолидирование в одной фирме, обсуживающей холдинг. Среди деловых целей можно назвать экономию денежных средств на содержание узких специалистов в каждой из организаций. Это может быть и желание собственника вывести непрофильные виды деятельности из основных компаний. Деловой целью можно назвать и желание зарабатывать дополнительные деньги путем привлечения новых клиентов на такую фирму.

Еще хотелось бы раскрыть понятие аутстаффинга (чтобы не наткнутся на него). В отличие от аутсорсинга в указанном понятии штат сотрудников переводят на другую фирму (кадровое агентство), которая для них становится работодателем, платит работникам зарплату, производит отчисление налогов. Тем не менее, сотрудники фактически остаются работать в прежней компании. Но эта схема не сегодня уже неактуальна в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 05.05.2014 N 116-ФЗ. Статьей первой данного закона предусмотрено, что заниматься деятельностью по передаче персонала в «аренду» будут лишь аккредитованные предприятия, имеющие уставной капитал не менее 1 миллиона рублей, а также подпадающие под еще ряд условий. Таким образом,  помощью данной схемы налоговая экономия и рационализация бизнеса фактически не возможна.

В качестве вывода можно сослаться на Постановление ФАС Московского округа от 09.09.2011 по делу № А40-125590/10-112-709. В данном споре налоговики помимо прочего пытались признать рассматриваемую схему недействительной. Суды всех инстанции отказали, обосновав следующим образом: «Фактическое оказание услуг и их оплата подтверждена представленными в материалы дела актами выполненных работ и платежными поручениями. Реальность оказания услуг также подтверждена показаниями работников, содержащимися в протоколах допросов… Работников не переводили, было осуществлено их принятие на новое место работы согласно заявлениям, оформлены приказы и трудовые дела». Таким образом, мы видим, что суды не только признают схему аутсорсинга, но и раскрывают признаки ее легальности. Все вышеуказанное подтверждает,  что работать по рассматриваемой схеме не только можно, но и нужно. Это не уход от налогов, попытка что-либо скрыть от налоговиков или иные незаконные действия. При грамотной организации процесса, это, действительно, вариант рационального существования персонала со всеми перечисленными в статье плюсами.