Схема аутсорсинга
В настоящее время для любого собственника бизнеса особо актуальным является вопрос рационализации бизнеса, его структурирования в целях разумной экономии налогов и других затрат. Помимо наличия всего прочего инструментала для решения этой задачи, хотелось бы затронуть такой способ как схема аутсорсинга.
Что такое «аутсорсинг»?
Слово «аутсорсинг» является иностранизмом. Буквально, английский глагол outsources – означает «привлекать третьих лиц». Собственно говоря, в этом и суть. Привлечение сторонней организации, выполняющей часть функций основного предприятия и есть рассматриваемое понятие. Здесь два варианта. Либо у предприятия уже заключены договоры на обслуживания какой-либо компанией, либо собственник бизнеса сам создает для своих целей аутсорсинговую организацию. Как правило, последнюю составляют такие работники как бухгалтера, юристы, менеджеры и т.д.
Как это происходит на практике?
К примеру, имеется бизнес по строительству (любому гипотетическому). Скорее всего, это одно главное предприятие, выполняющее строительные работы, несколько фирм, занимающихся закупкой материалов, возможно также и фирма, на которой имеется крупная строительная техника. Естественно, в какой-то из этих фирм, а может быть и сразу в нескольких, оформлен штат бухгалтеров, юристов, IT-персонал. Суть рассматриваемой схемы в том, чтобы уволить данных работников с данных организаций и принять их на отельной, вновь созданной (приобретенной) чистой фирме, целью которой будет исключительно обслуживание «своих» предприятий (хотя, для красоты, можно и сторонних). Т.е. де-факто для работников остается все также, как и было: те же функции, те же задачи, тот же собственник, но, де-юре, у них новый работодатель и новая запись в трудовой книжке.
В чем цель и плюсы использования данной схемы?
- Главной целью аутсорсинга является именно рациональное распределение персонала внутри группы предприятий. Маловероятно, что собственник бизнеса трудоустроил по одному юристу в головной фирме, в фирме-подрядчике, в фирме, закупающей материалы. Также с главным бухгалтером и экономистом. Скорее всего, все они, работающие как в примере в одной из организаций, представляют интересы одновременно всех фирм. Для налоговой это повод лишний раз признать такие компании взаимозависимыми. При аутсорсинге работники «интеллектуального» труда являются сотрудниками одной фирмы и легально представляют интересы тех предприятий, с которыми у них заключены договоры на обслуживание. Это будут именно ваши предприятия. При любых неудобных вопросах о виде взаимоотношений с проверяемой организацией, есть законное обоснование.
- Кстати о Законе. Следует отметить, что это абсолютно законная схема работы. Несмотря на то, что такое название как «аутсорсинг» не содержится в Гражданском кодексе РФ, по своей природе это договор оказания услуг/выполнения работ. Он регулируется главой 39 ГК РФ (часть 2).
- Еще одним плюсом данной схемы является безопасность бухгалтера/главного бухгалтера. Уголовная ответственность за налоговые и иные экономические преступления - это тема для отдельного изучения, но не стоит забывать, что преступление, совершенное директором совместно с бухгалтером, будет признаваться совершенным «группой лиц» (пусть это бывает редко). Данное обстоятельство повышает размер ответственности на порядок.
- В качестве плюса хотелось бы отметить и возможность налоговой экономии. Затраты фирмы-заказчика на вознаграждение аутсорсинговой фирме полностью ставятся на расходы. Кроме того, схемы получения законных наличных денег через ИП вполне применимы и к аутсорсинговой фирме. Это в том случае, если работодателем будет являться индивидуальный предприниматель, последний имеет право снимать денежные средства на личные нужны (предусмотрено указанием Банка России от 7 октября 2013 года №3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»). В данном случае логично регистрировать предпринимателя-работодателя на УСН 15% (доходы - расходы). Доходами будет договорное вознаграждение за обслуживание, а расходами – зарплаты (налоговое бремя) сотрудников. Т.е. фактически фирме нужно дать столько (вознаграждение за обслуживание), чтобы хватило на зарплаты плюс на наличные денежные средства.
- Завершить перечень плюсов аутсорсиноговой схемы (далеко не закрытый) хотелось бы еще одним немаловажным моментом. Нередко собственники бизнеса сталкивались с необходимостью периодически закрывать (ликвидировать, банкротить) одно из предприятий своего холдинга. Это нормально в обычной «жизни» любого бизнеса. Естественно, приходится увольнять персонал с закрываемой фирмы и принимать на новую организацию. Но во избежание постоянного «кочевания» более или менее постоянного персонала (все те же бухгалтеры, юристы, менеджеры и т.д.) логичнее использовать именно аутсорсинговую фирму, на которой данные сотрудники будут собраны и не потребуют бумажной волокиты при увольнении/приеме.
Что нужно соблюсти при создании аутсорсинговой фирмы?
- И при ИП и при ООО собственнику следует ставить проверенного, а главное реального учредителя (предпринимателя). Директором логично поставить главного экономиста/главного бухгалтера, т.е. фактически последний будет выполнять ту же самую функцию, что и раньше – управление бухгалтерией и финансовыми потоками, но в рамках одного законно выделенного предприятия.
- Укажите соответствующие ОКВЭДы. В данном случае это будет оказание услуг различного рода (выберите те, которые будет оказывать ваша фирма).
- Что касается юридического адреса, то его необходимо зарегистрировать отдельно от обслуживаемых предприятий. Зачастую на практике все фирмы, фактически являющиеся одним предприятием, располагаются в одном здании, если не в одном помещении. Конечно, Законом это не запрещено, но если мы говорим о полной безопасности фирмы и хотим избежать ненужных вопросов налоговиков, лучше «пересадить» аутсорсинговую фирму отдельно. Для этих целей аутсорсинговая фирма должна иметь в собственности или аренде подходящее для работы помещение.
- Далее, держите на балансе (и соответственно имейте в действительности) необходимую для реальной деятельности технику и офисное оборудование: компьютеры, принтеры, факсы, мебель и так далее. Закупайте на фирму канцелярские принадлежности (отдельно от обслуживаемой фирмы), проще говоря – ведите обычную жизнедеятельность организации, оказывающей услуги.
- Также необходимо вести весь полагающийся документооборот, подтверждающий реальность заключенных договоров оказания услуг. Во-первых, составьте непосредственно сам договор на обслуживание, в договоре пропишите, какие действия будет выполнять фирма-исполнитель, предусмотрите вознаграждение и регулярно его перечисляйте. Во-вторых, передачу первичных документов для исполнителя в целях ее обработки и обратное ее возвращение следует оформить актами приема-передачи. В-третьих, должны быть акты оказанных услуг, которые раз в месяц (или иной период) подписываются между заказчиком и исполнителем. В актах следует указать, какие именно услуги были оказаны между сторонами.
- Пару слов отдельно о договоре. Правильнее составлять самостоятельное соглашение на каждый вид оказываемых услуг, так будет максимально реалистично. Т.е. договор на оказание юридических услуг, на оказание бухгалтерских, маркетинговых (и так далее) в отношении всех обслуживаемых фирм. Кроме того, желательно прописать в договоре, что аутсорсинговая фирма не осуществляет проверку добросовестности клиентов заказчикаи не отвечает перед заказчиком за их подбор.
- Также следует указать, что фирма-исполнитель работает и производит документацию (первичку, отчетность и т.д.) исключительно на основании предоставленных заказчиком документов. Благодаря наличию вышеуказанных моментов в договоре, аутсорсиноговая фирма полностью себя защищает, скажем, при налоговых проверках заказчика.
- Также, хотелось бы отметить и деловые цели данной схемы. Их следует четко уяснить для себя, в случае необходимости объяснить увольнение работников и их консолидирование в одной фирме, обсуживающей холдинг. Среди деловых целей можно назвать экономию денежных средств на содержание узких специалистов в каждой из организаций. Это может быть и желание собственника вывести непрофильные виды деятельности из основных компаний. Деловой целью можно назвать и желание зарабатывать дополнительные деньги путем привлечения новых клиентов на такую фирму.
Еще хотелось бы раскрыть понятие аутстаффинга (чтобы не наткнутся на него). В отличие от аутсорсинга в указанном понятии штат сотрудников переводят на другую фирму (кадровое агентство), которая для них становится работодателем, платит работникам зарплату, производит отчисление налогов. Тем не менее, сотрудники фактически остаются работать в прежней компании. Но эта схема не сегодня уже неактуальна в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 05.05.2014 N 116-ФЗ. Статьей первой данного закона предусмотрено, что заниматься деятельностью по передаче персонала в «аренду» будут лишь аккредитованные предприятия, имеющие уставной капитал не менее 1 миллиона рублей, а также подпадающие под еще ряд условий. Таким образом, помощью данной схемы налоговая экономия и рационализация бизнеса фактически не возможна.
В качестве вывода можно сослаться на Постановление ФАС Московского округа от 09.09.2011 по делу № А40-125590/10-112-709. В данном споре налоговики помимо прочего пытались признать рассматриваемую схему недействительной. Суды всех инстанции отказали, обосновав следующим образом: «Фактическое оказание услуг и их оплата подтверждена представленными в материалы дела актами выполненных работ и платежными поручениями. Реальность оказания услуг также подтверждена показаниями работников, содержащимися в протоколах допросов… Работников не переводили, было осуществлено их принятие на новое место работы согласно заявлениям, оформлены приказы и трудовые дела». Таким образом, мы видим, что суды не только признают схему аутсорсинга, но и раскрывают признаки ее легальности. Все вышеуказанное подтверждает, что работать по рассматриваемой схеме не только можно, но и нужно. Это не уход от налогов, попытка что-либо скрыть от налоговиков или иные незаконные действия. При грамотной организации процесса, это, действительно, вариант рационального существования персонала со всеми перечисленными в статье плюсами.